Когда контрафакт — не контрафакт

Контрафактной продукцией признаются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.
16/04/2021
Когда контрафакт - не контрафакт

Прежде всего, необходимо определиться с тем, что собой представляет контрафактная продукция.

Контрафактной продукцией признаются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (п. 1 ст. 1515 ГК РФ).

Суть исключительного права заключается в том, что без разрешения правообладателя никто не может использовать сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникает вероятность смешения (п. 3 ст. 1484 ГК РФ).

При этом исключительное право на товарный знак может быть осуществлено путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках, ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ (пп. 1 п. 2 ст. 1484 ГК РФ).

Соответственно, осуществление подобных действий третьим лицом без согласия правообладателя товарного знака будет расценено в качестве нарушения исключительного права.

Ниже стоит рассмотреть нестандартное дело, в котором не было признано нарушение исключительного права на товарный знак.

Суть дела.

На таможне в Ростовской области был проведен досмотр автомобиля, который следовал из Ростова-на-Дону в сторону Луганска. Автомобилем управлял гражданин Украины Бакулин С.Н., в качестве пассажира находился Хайханов Э.В. В салоне автомобиля был обнаружен незадекларированный товар, не предназначенный для личного использования – запчасти к автомобилю «ГАЗель» общей стоимостью 12 570 рублей.

Из объяснений пассажира следовало, что запчасти были им приобретены на рынке «Алмаз» в Ростове-на-Дону к автомобилю «ГАЗель», владельцем которого он является для семейных нужд. Документов на автомобиль «ГАЗель» при себе у него не было. Декларация на перемещаемые товары не была оформлена.

В итоге был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за недекларирование по форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Таможенным органом был также направлен запрос правообладателю товарного знака ПАО «ГАЗ» о представлении информации о возможном нарушении исключительных прав. ПАО «ГАЗ» представило ответ, в соответствии с которым оно не заключало договоры об отчуждении исключительного права на товарный знак «ГАЗ» и не планирует заключение таких договоров с Бакулиным С.Н., а также обозначения, нанесенные на упаковки товаров, являются сходными до степени смешения с товарными знаками ПАО «ГАЗ».

ПАО «ГАЗ» считает, что перемещение товаров, маркированных товарным знаком «ГАЗ» образует состав административного нарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП (незаконное использование средств индивидуализации товаров).

ПАО «ГАЗ» запросило у таможенного органа, были ли предприняты меры по привлечению к ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ.

В ответ таможенный орган сообщил о том, что привлечение к ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ является нецелесообразным.

В результате чего ПАО «ГАЗ» подало заявление в суд на бездействие таможенного органа, выразившегося в непривлечении Бакулина С.Н. к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ.

Суд первой и апелляционной инстанции отказали ПАО «ГАЗ» в удовлетворении иска.

В итоге дело дошло до Суда по интеллектуальным правам.

Суд по интеллектуальным правам указал следующее.

Ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственностью за производство в целях сбыта либо реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака или сходного с ним обозначения для однородны товаров.

Приобретение товара, содержащего незаконное воспроизведение товарного знака, независимо от цели приобретения, а равно хранение или перевозка товара без целей введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ.

Суд по интеллектуальным правам указал, что в состав административного правонарушения по ст. 14.10 КоАП РФ входят обстоятельства целей приобретения, хранения и перевозки товара, на котором незаконно размещен товарный знак.

Кассационная инстанция указала, что таможенным органом не было установлено намерение Бакулина С.Н. использовать контрафактную продукцию в предпринимательской деятельности.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Для того, чтобы привлечь лицо к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ необходимо в том числе доказать, что данная продукция приобретена для последующей ее реализации третьим лицам (введением товара в гражданский оборот). Если это установить не удастся, то нарушение не будет признано.

Против «Тролля» нет приёма? Если только не ЭСТОППЕЛЬ… (Как затроллить тролля часть III)

Против «Тролля» нет приёма? Если только не ЭСТОППЕЛЬ… (Как затроллить тролля часть III)

В продолжении статей «Как затроллить тролля?», Как затроллить тролля? Часть II, посвященных «патентным троллям» и споров с ними. В данном статье будет рассмотрен еще одни способ борьбы с «патентными троллями», а именно использование принципа ЭСТОППЕЛЬ.
21/03/2023
Помощь компаниям в защите своей интеллектуальной собственности

Помощь компаниям в защите своей интеллектуальной собственности

ООО "ДоброЗнакЪ" рад сообщить, что в настоящее "трудное", но интересное время мы решили помочь российским и иностранным компаниям в защите своей интеллектуальной собственности.
13/08/2022
Когда контрафакт - не контрафакт

Когда контрафакт - не контрафакт

Контрафактной продукцией признаются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.
16/04/2021